Какой интересный фильм, основанный на реальных событиях, стоит посмотреть

В кинематографе имеется достаточно много кинолент, снятых на основе реальных событий
Обновлено:

 

Фильмы, основанные на реальных событиях, в наше время набирают все большую популярность, хотя и не всегда оправдывают ожидание зрителя. Иногда широко разрекламированный, как “Интересный фильм, основанный на реальных событиях” не соответствует заявленной категории и в большей части  это фантазии сценариста и  режиссера фильма. 

Бывает, что для фильма выбран небольшой или малосодержательный сюжет, которого явно недостаточно для целого фильма - примером может послужить фильм режиссера  Дэнни Бойла  “127 часов”.  По моему мнению, это фильм ни о чем - об излишней самоуверенности молодого человека и о ее  последствиях, а действие фильма практически не выходит за рамки одной расщелины в каменистой местности.

Снимая фильмы на основе реальных событий кинематографисты не преследуют цель добиться абсолютной документальности событий и дополняют их некоторыми элементами драматургии, чтобы завладеть вниманием зрителя и сделать фильм еще более интересным. И все же достоверность сюжетов реальных историй или судеб героев остается  главной ценностью фильмов на реальных событиях.  

Прежде, чем выбрать десять  наиболее интересных, на мой взгляд, фильмов, основанных на реальных событиях, я посмотрела довольно много фильмов из этой категории и перечитала столько же реальных историй, которые легли в их основу. В этой заметке вы ознакомитесь с историями создания и анонсами фильмов, а также узнаете о реальных  историях  и событиях, послуживших основой для  этих фильмов,  созданных зарубежными и отечественными кинематографистами.

Зарубежные фильмы, основанные на реальных событиях

Чтобы как-то упорядочить предлагаемые читателю обзоры по фильмам зарубежных авторов, расположила их по годам выхода картин в прокат. В этот обзор вошло пять картин, созданных кинематографистами Великобритании, Нидерландов, Испании, Франции, Германии, США, Таиланда и Австралии.

Все эти фильмы входят в список топовых фильмов, многие номинированы на премию Оскар в разные годы или являются ее лауреатами. Но расскажу о каждом фильме немного подробнее.

"В погоне за счастьем" (2006 год) - фильм-драма  

Этот Фильм-биография снят американским режиссером Габриеле Муччино в 2006 году. Сценарий фильма, основанный на мемуарах Кристофера Гарднера, написан Стивеном Конрадом

Фильм этот -  о человеке, который достиг своей мечты, пройдя трудный путь от бедного торгового представителя до успешного брокера. Фильм с большой точностью воспроизводит историю Криса Гарднера в определенный промежуток его жизни. 

 В роли Криса Гарднера - актер Уолл Смит, снявшийся с сыном - Джейденом Смитом

История жизни Кристофера Гарднера, легшая в основу картины

Кристофер Гарднер родился  9 февраля 1954 года в небольшого городка Милуоки, в штате Висконсин, в бедной семье. Крис и его сестры некоторое время жили на попечении тетки, где ему с раннего детства привили любовь к чтению и книгам. После того, как мать смогла забрать детей, Крис и его три сестры опять жили с матерью и отчимом, который не оставил в памяти Криса о себе ни одного хоть сколько-нибудь теплого воспоминания.Крис Гарднер о детстве он отзывался как о тяжелом периоде жизни, вспоминая сложные отношения с отчимом.  

 Следует отметить, что в жизни Кристофера произошло два события, которые помогли ему изменить свою жизнь. Первое - в ранней юности, когда Крису было шестнадцать лет. Вот как он сам вспоминает об этом.

“Когда меня спрашивают, что помогло мне пережить самый сложный период моей жизни и при этом не просто выжить, а достичь такого большого успеха и самореализации, какие, казалось, были мне недоступны, я вспоминаю два события.

 Кристофер Гарднер - снимок из семейного архива

В тот день я остался дома и решил посмотреть телевизор. ...Увлеченный словами комментаторов о том, какое блестящее будущее ждет двух игроков-гигантов, я воскликнул:

   – Вот это да! Подумать только, скоро каждый из этих парней заработает по миллиону долларов!   Мать была в соседней комнате и гладила. Она так отчетливо произнесла слова, что мне показалось, будто она находится рядом со мной:

   – Сын, если захочешь, то и ты можешь заработать миллион долларов... В эту секунду мой мир буквально перевернулся. Мне было шестнадцать, и я поверил своей матери, которая сказала мне, что если захочу, то смогу заработать миллион долларов. В данном случае конкретная сумма не имеет значения, потому что суть слов матери заключалась в том, что я могу достичь  всего, чего пожелаю.” 

После того, как в семнадцать лет Крис не смог поступить в колледж, он пошел на службу в ВМФ, а после окончания службы переехал в Сан-Франциско и устроился  в больницу San Francisco General hospital на работу, связанную с поставками медицинского оборудования.

В 23 года Кристофер Гарднер женился на преподавателе математики Шерри Дайсон,  Отношения в семье были не идеальными и окончательно разладились, когда у Кристофера родился сын от романтической связи.

Пережив разрыв с женой и побег возлюбленной, Кристофер остался с маленьким ребенком на руках, один на один с судьбой, подготовившей ему еще немало испытаний: он остался без работы и без дома и, практически, без средств к существованию. Именно в этот период в жизни Кристофера и произошло второе судьбоносное событие, о котором сам Крис так  рассказывает в своей книге.

 Кристофер Гарднер с сыном Крисом - снимок из семейного архива

“ ...Возможно, в любой другой момент я бы даже не обратил на это внимания, но в том, как великолепный красный кабриолет Ferrari медленно ехал по парковке в поисках свободного места, и в облике человека, сидевшего за рулем автомобиля, было нечто такое, что подтолкнуло меня подойти к машине и заговорить с водителем.

 – День добрый, – говорю ему и подхожу к Ferrari. Взмахом руки показываю, что здесь припарковался и собираюсь уезжать. Нравится ли мне его автомобиль? Конечно, да. Я обычный американец, и мне нравятся добротные дорогие вещи. Но дело не только в этом. В тот момент его машина становится воплощением всего того, чего я никогда в жизни не видел и не имел, – достатка, свободы и возможности выбора.

   – Вы можете встать на мое место, но вначале хотел бы задать вам всего пару вопросов, – говорю я.

 У меня всего два простых вопроса: «Чем вы занимаетесь?» и «И как вы это делаете?».

   – Я биржевой брокер, – отвечает он с улыбкой. Мы договариваемся встретиться через некоторое время, чтобы он мог обстоятельно ответить на второй вопрос. От этого мужчины я узнал об Уолл-стрит и о работе биржевого брокера”. 

Кристоферу посчастливилось попасть на стажировку в брокерскую компанию и, несмотря ни на что, он упорно шел к своей мечте. “ Мое будущее казалось неопределенным, и передо мной постоянно появлялись все новые неожиданные испытания, но я продолжал идти вперед, подавляя в себе страх и стыд и заглушая внутренний голос, говоривший, что мне не хватит сил и у меня ничего не получится.”

“Идти вперед. Эти слова стали моей мантрой, вдохновленной речами проповедника и священника Сесиля Уильямса, моего учителя и друга, поддержка которого была для меня поистине бесценной.Он учил самым простым вещам. «Иди вперед», – наставлял священник. По воскресеньям он читал проповеди, темы которых могли быть разными, но суть всегда сводилась к одному: иди вперед и не останавливайся перед трудностями”.

“С шестнадцатилетнего возраста я поверил в себя и в тот судьбоносный день, когда заговорил с водителем красного автомобиля и узнал о существовании Уолл-стрит. Я помнил слова матери, когда толкал детскую коляску вверх по склону холма под проливным дождем и из коляски на меня смотрел сын. Помнил ее слова даже тогда, когда приходилось ночевать в туалете на станции метро.”

 Кристофер Гарднер шел вперед, к счастью и добился успеха в жизни

Сегодня Кристофер Гарднер - предприниматель, исполнительный директор собственной фирмы, предоставляющей брокерские услуги, филантроп и мотивационный оратор. 

Сюжет и история создания биографического фильма-драмы “В погоне за счастьем"

Фильм охватывает часть жизни Кристофера начиная с 1981 года. Линда и Крис живут в маленькой квартире с сыном, Крисом-младшим. Крис-старший, потратив все сбережения на медицинское оборудование, работая коммивояжером и пытаясь перепродать его в различные клиники, чтобы обеспечить семью. 

Дела с продажами идут совсем плохо, Линде надоедает жизнь с постоянными проблемами и она уезжает в Нью-Йорк, где она сможет найти для себя более перспективную работу. Кристофер остается с сыном  и бесконечной полосой неудач один. Встреча с брокером в красном Феррари на парковке была тем поворотным событием, когда Крис полностью пересмотрел свои цели в жизни, оставил работу медицинского коммивояжера и решил начать карьеру в сфере биржевой торговли.

  Кристофер Гарднер и Крис-младший (Уолл и Джейден Смит) в фильме

В почти безнадежной ситуации Крис получает место стажера в брокерской фирме и делает все возможное, чтобы прокормиться и обеспечить ночлег для себя и сына. Они ночуют в приютах для бездомных, если удается туда попасть, на станциях метро и в туалетах станций метро, а днем Крис с поразительным упорством продолжает работать стажером в брокерской фирмы.Крис завершает программу стажировки и становится тем единственным стажером, которое наймет на работу в брокерская компания.

 Скитания по ночлежным домам во время стажировки в брокерской компании - Кристофер и Крис Гарднеры

В роли Кристофера Гарднера и его сына снялись Уилл Смит с сыном Джейденом. Мне вообще нравится Уолл Смит. Практически в любом фильме с его участием забываешь, что это актер. В этом фильме, снимаясь в роли Криса Гарднера с сыном он очень искренне передает отцовскую любовь и заботу - все те чувства, которые испытывал Крис Гарднер к своему сыну. В действительности настоящий Кристофер-младший был более младшего возраста в те времена, о которых идёт речь в фильме, но по сценарию ему прибавили пять лет, чтобы уменьшить сложности со съёмками сцен. 

Муччино просмотрел сотни мальчиков перед тем, как обратиться к Смиту с просьбой позволить его сыну  Джейдену  сыграть эту роль. Люди, участвовавшие в процессе создания фильма, сразу по завершении работы над картиной соглашались, что естественные отношения отец-сын не дублировались во время профессиональной актёрской работы.

 В последних кадрах фильма на переднем плане - Кристофер Гарднер, на заднем плане - Уолл и Джейден Смиты

Настоящий Крис Гарднер подсказал, что нужно включить в сцены фильма пастора церкви Glide Memoria  Сесила Уильямса. Он объяснил, что это способ отдать дань уважения человеку, который помог ему пережить один из самых тяжелых периодов жизни. Сам Гарднер появляется в последней сцене фильма проходящим мимо его экранной версии с сыном в то время, как те пересекали улицу.

Этот фильм стоит посмотреть всем любителям фильмов, снятых на реальных событиях. Он немного кажется затянутым в самом начале, но по-другому навряд ли получилось бы погрузиться в атмосферу Сан-Франциско восьмидесятых годов. Смотрится почти “на одном дыхании”, как говорится. После просмотра фильма остаются яркие положительные эмоции с оттенком легкой грусти.

Фильм "1+1"  ("Неприкасаемые") - категория Драма, Комедия, Биография (2011 год)

Фильм снят  в 2011 году кинематографистами Франции по истории жизни Филиппа Поццо ди Борго - французского бизнесмена, директора Pommery и владельца отеля в Париже

 Это фильм о судьбоносной встрече двух "неприкасаемых", которая переросла в дружбу на всю жизнь

Реальная история Филиппа Поццо ди Борго, лежащая в основе фильма

Филипп Поццо ди Борго увлекался парапланеризмом и в результате  аварии, которую потерпел его параплан в 1993 году, Филипп остался парализованным ниже шеи. Два года он находился на интенсивном лечении и реабилитации в больнице. Жена Филиппа к тому времени была уже тяжело больна (она скончалась от онкологии в 1996 году) и после выписки из больницы Филипп вернулся в дом, где царила тяжелая, душащая и болезненная атмосфера.

В дом срочно требовался смелый и позитивный человек, который смог бы справиться с этой атмосферой и внести какие-то изменения в атмосферу дома. В отборе на место помощника инвалида  участвовало более 90 человек, но Филипп остановил свой выбор, показавшийся ему единственно правильным, на Абделе Селлу, только вышедшего из тюрьмы. 

Вот как вспоминает об этом сам Филипп: “Мы оба оказались на задворках общества. Он только вышел из тюрьмы, я оказался прикован к креслу-каталке - мы оказались созданными друг для друга. Кроме того, нас объединяло схожее чувство юмора. А еще Абдель никогда не относился ко мне снисходительно, наоборот, он словно не замечал моего недуга и относился ко мне безо всякого почтения”.

 Филипп Поццо ди Борго и Абдель Селлу - из архива

Абдель Селлу - молодой алжирец, приехавший в Париж, жил в основном за счет мелкого воровства - воровал вещи у туристов и сдавал их в ломбард. Несколько раз его на этом ловили и отправляли за решетку. После очередного освобождения из тюрьмы Абдель пришел по объявлению в дом Филиппа, чтобы получить отметку в своей карточке и начать получать пособие по безработице.   

Предложение поработать сиделкой оказалось для него неожиданным, но он согласился, планируя что-нибудь стянуть в этом доме (что он и сделал в первый же вечер - украл яйцо Фаберже). Однако, несмотря на то, что Абдель не планировал изначально работать сиделкой, он остался и проявил себя как боец, никогда не унывающий, даже если все вокруг уже опустили руки.  

Со временем между Филиппом Поццо ди Борго и Абделем Селлу завязалась невероятная дружба и эти столь разные люди остались друзьями на всю жизнь. Абдель ухаживал за Филиппом долгие десять лет, на протяжении которых в их жизни случались самые невероятные приключения и встречи - скоростная езда на инвалидной коляске, которую усовершенствовал Абдель, гонки на бешеной скорости автомобиле, путешествие по Марокко.

  Годы, совместные путешествия и приключения сделали Филиппа Поццо ди Борго и Абделя Селлу настоящими друзьями

В этом путешествии Филипп познакомился о своей будущей женой Хадиджей, на которой женился спустя десять лет после смерти своей первой жены. В этом же путешествии Абдель встретил свою будущую жену, на которой женился, когда передал свои обязанности другому работнику.

Сейчас Филипп живет со своей семьей в Марокко, у них трое детей - двое детей от первого брака Хадиджи, а третьего ребенка они усыновили. Абдель Селлу женился, живет на севере Алжира и управляет небольшой птицефабрикой. Филипп и Абдель дружат до сих пор, а дети Селлу называют Филиппа “дядюшкой”. Абдель Селлу издал книгу-автобиографию “Ты изменил мою жизнь” и посвятил ее Филиппу.

О фильме "1+1" ("Неприкасаемые") - сюжет фильма и актеры

Режиссеры и авторы сценария фильма  Оливье Накаш и Эрик Толедано, в главных ролях снялись Франсуа Клюзье (Филипп) и Омар Си (Дрисс).  Французский вариант названия фильма переводится как “Неприкасаемые”.  

 Франсуа Клюзье и Омар Си в ролях Филиппа Поццо ди Борго и Абделя Селлу

Фильм снят по книге Филиппа Поццо ди Борго “Второй ветер”, а сам Филипп и его помощник Абдель Селлу стали прототипами главных героев фильма. Почему  же авторы выбрали такое название для своего фильма? Разбираясь в этом вопросе я поняла, что не все так просто, название - не случайное и очень точно соответствует ситуации, в которой оказались главные персонажи фильма.

“Неприкасаемые” - это общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. Подобные сообщества встречаются в Южной Азии, Непале, Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке. “Неприкасаемые” могут заниматься только самой грязной работой. 

Богатый аристократ Филипп после аварии оказался вычеркнут из жизни общества, а его помощник - Дрисс, всю жизнь находится в этой самой низкой касте, ему доступна только грязная работа. 

 Франсуа Клюзье (Филипп) и Омар Си (Дрисс) - сцена из фильма

Фильм, созданный на основе книги  - это не экранизация литературного произведения и авторы сценария, кроме фактов, вносят “свою лепту” при его написании и поэтому не стоит делать сопоставления с реальными событиями типа “правда или вымысел”. В нашей жизни достаточно много драматических событий, а дополнения и изменения череды реальных событий  в сценарий  помогают легче воспринимать взаимоотношения героев фильма и сам фильм.

И все-таки большая часть событий, развивающихся в фильме взята из реальной истории: богатый парализованный аристократ Филипп  нанимает в помощники бывшего заключенного Дрисса. Безалаберный, немного жуликоватый весельчак, Дрисс  постепенно возвращает Филиппу желание жить и вносит в его жизнь приключенческий дух. Он для Филиппа становится тем самым глотком свежего воздуха, которого ему так не хватало.

 Дрисс тоже изменился - он стал более ответственным, получил новый жизненный опыт и знания. На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как рождается настоящая мужская дружба. Пусть внешне Абдель Селлу и Омар Си, исполнивший Дрисса и не похожи внешне, но они очень похожи своим темпераментом и активной жизненной позицией.

Фильм “1+1”  -  это отличный фильм о жизни, о человеческих взаимоотношениях, о невероятной истории  дружбы очень разных, на первый взгляд, людей.  Фильм очень легкий, несмотря на драматизм ситуации, очень живой и оставляет после просмотра приятные теплые впечатления.

Драматический фильм-триллер "Невозможное"(2012 год)

Фильм снят кинематографистами Испании, Таиланда и США в 2012 году (режиссер Хуан Антонио Байрон) на основе реальной истории испанской семьи Альварес, которая отдыхала в Таиланде на берегу Индийского океана в 2004 году, когда сильнейшее землетрясение в Индийском океане вызвало цунами

 Это история спасения целой семьи, в которую невозможно поверить

Реальные факты о цунами 2004 года в Индийской океане и история семьи Альварес

26 декабря 2004 года в Индийском океане произошло сильнейшее землетрясение с магнитудой в эпицентре, находящемся возле северо-западного берега острова Суматра, составившей  от 9,1 до 9,3. Это землетрясение вошло в тройку самых сильных землетрясений за всю историю наблюдений. 

Магнитуда землетрясения - это величина, которая характеризует энергию, выделившуюся при землетрясении в виде сейсмических волн. Она  вычисляется по колебаниям, записанным специальным оборудованием - сейсмографами. Шкала магнитуд Рихтера содержит условные единицы от 1 до 9,5. 

Магнитуды часто путают со шкалой интенсивности землетрясения (12-ти балльная шкала), но интенсивность землетрясения определяется спустя некоторая время, после сбора информации о последствиях произошедшего землетрясения - то есть это уже показатель землетрясения, зависящий от последствий его воздействия.

Землетрясение в Индийском океане было необыкновенно большим в географическом смысле. Произошел сдвиг около протяженностью около 1200-1600 километров породы Индийской и Бирманской  тектонических плит - сначала сформировался разлом размерами  примерно 400 км на 100 км на глубине около 30 км под морским дном со скоростью около 2км/с, а после небольшой паузы разлом продолжал формироваться в северном направлении. 

 Волны Цунами, достигшие побережья Таиланда

При резком продвижении тектонических плит морское дно также поднимается на несколько метров, тем самым рождая разрушительные волны цунами. У волн цунами нет какого-либо точечного центра - они формируются в радиальном направлении от всего разлома, то есть аналогично кругам на воде от брошенного камня.

В глубоководных частях океана волны цунами выглядят как небольшой бугорок, перемещающийся с огромной скоростью - от 500 до 1000 км/час. В прибрежных мелководных зонах скорость цунами замедляется до десятков километров в час, но при этом уже формируются огромные  разрушительные волны. 

Побережья Таиланда волна  цунами достигла через два часа после ее формирования.

  Побережье курорта Кхао Ланг после прохождения цунами

Когда цунами достигла побережья курорта Кхао Ланг, на котором отдыхала Мария Альварес с мужем Энрике (Кике) и сыновьями Лукасом (12), Томасом (8) и Симоном (5), Мария лежала на шезлонге у бассейна, а муж и дети купались в бассейне.

 Семья Альварес до катастрофы на Кхао Ланг

Марию волной уносило вглубь материка, ей удалось ухватиться за бревно и какое-то время удерживаться, но услышав голос старшего сына она отпустила бревно и поплыла навстречу Лукасу. 

Вторая волна пронесла ее через множество обломков, она повредила ногу, но добралась до сына. Мария перевязала рваную рану на ноге жгутом из пальмовых листьев и они с Лукасом с большим трудом пошли вглубь материка в поисках помощи и безопасного ночлега. 

Через некоторое время их заметили местные жители, которые искали выживших после цунами. В бессознательном состоянии, с заражением крови, Марию доставили в больницу. С ней рядом оставался Лукас, который смог найти отца и братьев, которые по случайности оказались в той же больнице. Когда состояние Марии стало достаточно стабильным, ее вместе с семьей перевели в больницу Сингапура, где она получила дополнительное лечение и вся семья смогла вернуться домой в Испанию.

Фильм на реальных событиях “Невозможное” и история его создания

Цунами после Суматранского землетрясения 2004 года напомнило человечеству, насколько ничтожны жизни людей перед лицом стихии. Самое сильное землетрясение в Индийском океане, породившее волну цунами высотой в пятнадцать метров, унесшее жизни  сотни тысяч человек, оставившее без крова более миллиона человек, затронувшее восемнадцать стран, не могло не привлечь внимание представителей киноиндустрии.

 Сцена разрушений на Кхао Ланг после Цунами, воссозданная кинематографистами

Фильм “Невозможное” основан на реальной истории семьи Альварес, которая  пережила цунами. Это англоязычный испанский художественный фильм-катастрофа, вышедший на экраны в 2012 году. По сюжету фильма британская семья Беннет  Мария, ее муж Гарри и трое сыновей приезжают на зимние каникулы в Таиланд, на курорт Кхао-Ланг, где и застигает их Цунами. 

Режиссер картины, Хуан Антонио Байона пригласил на помощь своему сценаристу Серхио Санчесу Марию Белен Альварес в качестве главного консультанта. Мария сама выбирала актрису на главную роль, которую блестяще сыграла Наоми Уоттс. Мария очень тесно работала со сценаристом и исполнительницей главной роли, чтобы как можно точнее была передана ее история и  режиссеру в фильме удалось передать все свои эмоции и события тех дней.

 Сцена  встречи отца с сыновьями после Цунами

В роли Генри Беннета снялся Юэн Макгрегор, в роли сыновей (Лукас, Томас, Саймон) -Том Холланд, Сэмюэл Джослин, Оакли Пендергаст. Всего в фильме, кроме массовки, было задействовано более шестидесяти актеров. Фильм был снят за 25 недель. Съемки проходили в Испании, в самых различных районах Таиланда и на курорте Кхао Ланг, где и происходили реальные события. В съемках фильма было задействовано большое количество людей, выживших после Цунами 2004 года.

При создании фильма использована масса современных технологий, доступных сегодня кинематографу. Фильм очень зрелищный, реалистично передающий обстановку и атмосферу реальных событий. Этот фильм определенно заслуживает внимания любителей фильмов, снятых на основе реальных событий.  

Биографичный военный фильм "По соображениям совести" категории Драма, История (2016 год)

Оригинальное название фильма - “Хребет Хаксо”. Фильм снят кинематографистами Австралии и США в 2016 году, режиссер - Мел Гибсон и это его пятая режиссерская работа. Картина вошла в число двухсот пятидесяти лучших  фильмов в истории кино

 Десмонд Досс - воин без оружия, главный герой фильма

Главный герой фильма - Десмонд Досс, выросший в сельской местности в Виргинии и строго воспитанный в протестантской вере молодой человек. Едва не случившаяся с ним трагедия в юности навсегда укрепляет его в заповеди “Не убий”. Спустя годы Десмонд знакомится с медицинской сестрой Дороти, которой он рассказывает о своем интересе к медицинской работе. 

После нападения японцев на Перл-Харбор Десмонд записывается в армию и уезжает в Форт Джексон для прохождения курса молодого бойца. Отец  Десмонда, ветеран первой мировой войны огорчен решением сына записаться  в армию в качестве военного врача. 

 Десмонд проходит курс молодого бойца в Форте Джексон, где становится изгоем среди своих однополчан за то, что отказывается брать в руки оружие и тренироваться в субботние дни по религиозным убеждениям. Сослуживцы Досса и его командиры пытаются вынудить его уйти по собственному желанию и признать его негодным к службе в связи с психическим заболеванием.

Однако религиозность Десмонда не была признана психическим отклонением и он остается в Форте до завершения курса молодого бойца, после которого он планирует получить отпуск и жениться на Дороти.  Однако, отказ Десмонда  брать в руки оружие приводит к его аресту за неподчинение.  

От приговора военного трибунала Досса спасает отец, передавший в суд письмо от своего бывшего командира, бригадного генерала, который подтверждает, что пацифизм защищен Конституцией США. Обвинения против Десмонда были сняты и он женится на Дороти.

Сцена  заседания военного трибунала

Подразделение Досса, вошедшее в состав пехотной дивизии, участвует в военных действиях в битве за Окинаву, происходящих в Тихоокеанском регионе. Подразделению поручают оказание помощи во взятии хребта Хаксо  соседней пехотной дивизии. Во время первого боя Досс спасает своего товарища Смитти и после боя, в ночном лагере рассказывает, почему он не берет в руки оружие. Смитти извиняется перед Десмондом за то, что усомнился в его храбрости.

На следующий день японцы атакуют и оттесняют американцев с хребта. Полевой командир Досса Хауэлл и многие его однополчане ранены и остаются на поле битвы. Десмонд слышит их крики и возвращается, чтобы вынести их с поля боя. Он делает это снова и снова, спускает их в безопасное место на веревке со скалы и опять возвращается за следующим солдатом.

За ночь Десмонд в одиночку вынес с поля боя более семидесяти  человек. Уже утром он спасает   тяжело раненого командира и спасается сам под огнем противника, который вел целенаправленную охоту за санитарами. 

 Десмонд Досс выносит раненых товарищей с поля боя

Количество спасенных Десмондом солдат просто повергло в шок и его командира, и сослуживцев, которые считали его самого погибшим. Капитан Гловер, под началом которого Десмонд проходил подготовку приносит свои извинения за то, что отвергал убеждения Досса и считал его трусом. В следующих боях Десмонд Досс спасал своих товарищей и командира, сам при этом был ранен, но задание было выполнено и хребет Хаксо был взят.

Фильм очень сильный и, как все фильмы режиссера Мела Гибсона  отличается реалистичностью, добротностью, некоторой сентиментальностью  и хорошей режиссурой. В фильме не только прекрасные масштабные сцены, но и продумана практически каждая мелочь. 

При просмотре фильма невольно становишься практически участником всех происходящих в нем событий, настолько реалистичны все действующие лица и сцены боевых действий. Очень рекомендую этот фильм к просмотру. Это не вымышленная история, это история реального человека и фильме его настоящее имя не изменено - его звали  Десмонд Досс.

Реальная история военнослужащего Десмонда Досса, лежащая в основе фильма

Десмонд Досс родился 7 февраля 1919 года в Линчбурге, штат Вирджиния, в простой и очень религиозной семье. Семья принадлежала фундаментальной протестантской церкви “Адвентисты седьмого дня”, которые верили во второе пришествие Христа, свято чтили десять Божьих заповедей и соблюдали субботу. Суббота считалась самым важным днем и “памятником сотворения мира”. В этот день нельзя было работать и развлекаться, о должен был быть посвященным молитве и смирению.

Все детство Десмонда прошло в строгом аскетизме и ежедневном повторении молитв. В восемнадцать лет он добровольно отправился служить стране и получил гражданскую работу в доках города Ньюпорт, где работал на погрузке-разгрузке кораблей. Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Десмонд Досс записался на курсы военных медиков, чтобы получить специальность, подходящую его убеждениям.В то время в США призыв в армию проходил с помощью случайной лотереи и в 1942 году подошел призывной номер Десмонда Досса.

 Десмонд Досс - архивные материалы

В 1942 году США уже вступили во Вторую мировую войну и вели активные боевые действия с Японией на островах в Тихом океане. Досса вызвали в рекрутинговый центр, чтобы призвать в армию, но тут выяснилось, что он пацифист и категорически отказывается брать в руки оружие, о чем он и заявил в своей анкете, указав, что это противоречит его убеждениям - шестую Божью заповедь адвентисты воспринимали буквально и запрещали своим последователям даже прикасаться к оружию.

Десмонд попросил зачислить его в армию на “нестроевую должность”, но рекрутеры не поняли  и поставили в его деле позорный штамп “Отказник”. Как правило, отказники, ссылаясь на свои убеждения, стремятся избежать поля боя и их направляют на альтернативные работы, не связанные со службой в армии.

Десмонд хотел служить своей стране, хотел пойти в армию и ему удалось добиться зачисления санитаром  в медицинскую службу 307 пехотного полка 77 стрелковой дивизии, где он мог исполнять свой гражданский долг не изменяя своим убеждениям.Из-за отказа носить оружие Досс часто подвергался насмешкам со стороны сослуживцев, обвинялся в не исполнении служебного долга.

 Награждение Десмонда Досса - архивные материалы

Отношение к нему резко изменилось после первых боев, в которых пришлось участвовать его подразделению. Он вынес с поля боя и доставил в безопасное место на хребте Хаксо около 75 раненых. За свои заслуги в битвах за Лейте, освобождение Филиппин и битве за Окинаву Десмонд  Досс был награжден Бронзовой звездой и высшей военной наградой США - Медалью Почета. За всю историю США только трем отказникам по соображениям совести была дана такая награда. Десмонд Досс был первым награжденным отказником и единственным награжденным за время Второй мировой войны.

Военный исторический фильм - драма "Дюнкерк"(2017год)

Фильм снят в 2017 году и является совместным творческим проектом кинематографистов  Великобритании, Нидерландов, Франции и США. Режиссер фильма - Кристофер Нолан, фильм основан на реальных событиях Второй мировой войны - Дюнкеркской операции

Операции, которая до наших дней остается загадкой под названием "Чудо Дюнкерка"

Действие фильма происходит во Франции, в 1940 году. Четыреста тысяч солдат Англии, Шотландии, Франции и Бельгии оттеснены войсками гитлеровской Германии к морю, блокированы у города Дюнкерк и ждут эвакуации. У четырехсот тысячной  единственная возможность к спасению от наступающих войск Германии - это эвакуация морем, через пролив Ла-Манш. Среди них есть раненые, из оружия у них только винтовки, они голодны и находятся в полной неизвестности - когда и кто им поможет, но продолжают стоять и ждать, так как другого выхода у них нет..

Вначале фильма действие происходит на суше - на пляже и в городе. В поисках еды шесть британских солдат  возвращаются в опустевший город, где сталкиваются с немецкими солдатами и в живых остается только солдат по имени Томми. Томми возвращается на берег (пляж), где знакомится с Гибсоном, который хоронит в песке погибшего солдата.

Многие солдаты, ожидающие эвакуации,  гибнут или  получают ранения во время бомбардировки пляжа, но укрыться им практически негде и защититься нечем. Томми и Гибсон  остаются в живых после бомбардировки, но понимают, что попасть на транспорт для эвакуации  практически невозможно, так как перед ними стоит длинная очередь  британских солдат на погрузку. Да, только британских солдат, потому, что солдат французской и бельгийской армий в эту очередь на эвакуацию не допускают. 

 Вся прибрежная полоса пляжа заполнена бесконечным морем из более, чем четырехсот тысяч солдат

Томми и Гибсон пытаются попасть на прибывший корабль без очереди, под   видом санитаров с носилками, на которые они уложили найденного на берегу и брошенного умирать раненого солдата. Попытка попасть на корабль им не удается и они, в ожидании следующего судна, прячутся под конструкциями сходней мола. 

Через несколько минут корабль, на который они не попали, был атакован немецкими самолетами и затонул. Томми и Гибсон спасают солдата Алекса с затонувшего судна.

Втроем они попадают на судно Британского Красного Креста, но вскоре и это судно тонет, подбитое торпедой, выпущенной  из немецкой подлодки. Гибсон, обладающий каким-то предчувствием и не верящий в везение, в нужный момент успевает спастись сам с тонущего судна и спасти еще несколько товарищей по несчастью …

Выводя на передний план действий  нескольких молодых солдат, фильм раз за разом  демонстрирует нам  на их примере, честно и без приукрас, как по-разному проявляют себя  люди перед лицом смерти, оказавшись в одинаковых условиях для выживания.

 Всех объединяет то, что они молоды, напуганы и очень хотят выжить, цепляясь за каждую возможность

В другой стихии - в море,  действие фильма разворачивается следующим образом. Из четырехсот тысяч солдат, оказавшихся в ловушке Дюнкерка, силами Королевского флота может быть эвакуировано не более тридцати тысяч солдат. Суда, отправленные для эвакуации армии, подвергаются бомбардировкам и торпедным атакам противника и тонут одно за другим.

Королевский флот обращается за помощью к малому флоту - к владельцам маломерных гражданских судов с просьбой принять участие в эвакуации солдат, находящихся в Дюнкерке. В этой части фильма на передний план действий выведена история одного судна, владелец которого лично принимает участие в эвакуации. 

Морскую дорогу  эвакуации с воздуха  защищает тройка самолетов Великобритании, ведя бой с немецкими “Мессершмиттами”. Пилоты сражаются  самоотверженно, честно выполняя свой долг. Один из них сбит и погибает, второй самолет тоже сбит, но пилота спасает команда маломерного судна. Третий пилот, понимая, что ему не хватит топлива, чтобы вернуться на базу, принимает решение сражаться до конца.

Малочисленный отряд авиации самоотверженно сражается с самолетами противника

В финале фильма на горизонте показываются сотни небольших судов, спешащих на помощь в Дюнкерк. В результате проведенной операции по эвакуации из Дюнкерка было спасено триста тридцать восемь тысяч солдат, вместо ожидаемых тридцати тысяч, в том числе и солдат Франции. 

В Англии спасенных  солдат отправляют домой на поездах. У них подавленное настроение - ведь они возвращаются домой не героями, но на станциях их встречают аплодисментами, радуясь, что их мужья и дети спасены и возвращаются живыми. Фильм заканчивается чтением обращения Уинстона Черчилля к спасшимся солдатам.

Честно говоря, я даже не припомню другого зарубежного фильма зарубежного кинематографа о Второй мировой войне, в котором бы также честно, не завуалировано  и неприкрыто были показаны многие моменты - например, рассуждения высшего офицерского состава о том, что их долг - спасти британских солдат, а о французских солдатах пусть думает Франция. 

Или, например, показано, как дикий, животный ужас перед лицом смерти у молодых рядовых солдат перечеркивает все - они забывают о благодарности за спасение, о человеческих отношениях, в них остается только этот животный страх. 

Фильм “Дюнкерк” настолько насыщен различными событиями, что одного просмотра, лично мне, оказалось недостаточно. Хочу немного погодя пересмотреть его еще раз. Фильм просто великолепный! Не зря же он номинировался на восемь премий “Оскар”. Не могу сказать, что это фильм для отдыха, но его стоит посмотреть.

"Чудо Дюнкерка" - реальная история военной операции, лежащая в основе картины

Одной из загадок Второй  мировой войны и по сей день остается так называемое    «чудо Дюнкерка». Великобритания и Франция были союзниками Польши и поэтому, после нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года, они объявили войну Третьему рейху .Практически сразу после вступления Англии и Франции в войну во Второй мировой войне начался период, который назвали “странная война” - стороны конфликта бездействовали до 10 мая 1940 года.

Германия запустила план молниеносной войны против Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, после чего сразу начал действовать план вторжения во Францию в обход мощных укреплений. В результате к 14 мая капитулировала Голландия, а положение Бельгии быстро стало безнадежным.

План молниеносных наступлений привел к тому, что уже через несколько дней угроза блокады возникла перед французскими войсками и Британскими экспедиционными силами в районе порта Дюнкерк на берегу Ла-Манша.Уже 20 мая 1940 года немецкие танковые соединения прорвались к Абвилю и войска Первой группы армий (10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезаны и прижаты к морю в районе Гравлина, Арраса, Брюгге.

Франция, Дюнкерк,  пляж, архивные материалы

После двухдневных колебаний премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль отдал приказ об эвакуации. Следом  были потеряны порты Булонь и Кале. Дюнкерк оставался последней надеждой провести эвакуацию. Вокруг него скопилась группировка союзных войск численностью более трехсот тысяч человек. Операция по эвакуации войск получила название “Динамо”.Для эвакуации собрали все, что было возможно: всего было собрано 693 английских и 250 французских кораблей.

26 мая 1940 года началась эвакуация англо-французских сил - людей принимали на борт как в самом порту Дюнкерк, так и на близлежащих пляжах, где для малых судов создали причалы из загнанных в воду грузовиков.Немцы атаковали суда и войска на берегу с помощью артиллерии и авиации, но сорвать эвакуацию им не удалось. 

Дюнкерк, эвакуация. Архивные материалы

В результате проведенной операции по эвакуации союзных войск через “Морской мост”, который действовал с 26 мая по 4 июня 1940 года, из Дюнкерка были эвакуированы свыше 338 тысяч человек, более 337 тысяч из которых добрались до английского берега. Был спасен почти весь экспедиционный корпус Великобритании, более 90 тысяч французских военнослужащих, а также солдаты других стран союзной коалиции.

Лучшие фильмы, снятые на основе реальных событий российскими кинематографистами

Все фильмы на реальных событиях, снятые российскими кинематографистами разительно отличаются от аналогичной категории фильмов зарубежного кинематографа. Главное их отличие в том, что Российские фильмы - более глубокие, не такие прямолинейные и рассчитаны на думающего зрителя. 

Посмотрев такой фильм, ты мысленно опять и опять возвращаешься к сюжету, чтобы что-то еще додумать или определить для что-то себя, понять, оправдать или осудить ту или иную ситуацию, тот или иной поступок. Разные фильмы, разные сюжеты, но в каждом из фильмов - история живых людей, которые так близки нашему пониманию, потому, что у нас родственные души и одна Родина. 

"Битва за Севастополь" ("Непокоренная") - военный фильм-драма (2015 год)

Режиссер фильма Сергей Мокрицкий, сценаристы - Максим Бударин, Сергей Мокрицкий, Леонид Корин, Егор Олесов, Максим Данкевич, фильм снят в 2015 году

Этот фильм создан  на фактах биографии легендарной советской женщины-снайпера 25-ой  Чапаевской стрелковой дивизии Красной Армии, Героя Советского Союза, лейтенанта  Людмилы Михайловны Павличенко. Это фильм о Великой Отечественной Войне, о любви, о истории знакомства  Людмилы Павличенко с Элеонорой Рузвельт и ее участии в дипломатической миссии 1942 года  в составе Советской делегации в США...

 В роли лейтенанта Людмилы Михайловны Павличенко снялась Юлия Пересильд

Начало Великой Отечественной Войны, 1941 год. Обычная, ничем не примечательная с виду девушка Людмила (Юлия Пересильд) уходит добровольцем на фронт, где становится снайпером. Для нее, как и для многих солдат в то время, война становится жизнью. В этой, такой вот “неправильной жизни”, они учились, воевали, любили и убивали.  

Для Людмилы,  главной героини фильма, война стала школой жизни, которая закалила ее, сделала из аспирантки исторического факультета Киевского Государственного Университета  опытного снайпера и волевого и сильного бойца, которого научили выживать на войне. 

  Это уже не та девушка Люда, это опытный боец, прошедший школу войны

Сражаясь за Родину, она убивает врагов, теряет дорогих людей, проходит испытания через все ужасы войны, выпавшие на ее долю  и встречает свою любовь. Война на сломала ее, она сохранила в себе умение любить. Именно благодаря любви она смогла выжить в этом страшном сражении за Севастополь, которое оказалось  для нее последним боевым рубежом.

После полученного ранения Людмилу эвакуируют из Севастополя и командируют в составе делегации Советского Союза в США, для решения затянувшегося вопроса об открытии союзнического второго фронта в Европе. После прибытия в США Людмила знакомится с первой леди - Элеонорой Рузвельт. Элеонора подружилась с Людмилой и считает ее образцом силы и мужества в борьбе с фашизмом. 

На выступлении на Чикагской конференции Людмила обращается к мужчинам: “Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?”

 После поездки в США  и выступлений Людмилы на конференции был открыт "Второй фронт" союзнических войск Второй Мировой войны

Может быть, кто-то посчитает, что в фильме недостаточно сцен сражений или планов укреплений Севастополя или самого Севастополя. Но это фильм не о битве за Севастополь как таковой, а жизни женщины-снайпера, реальной женщины Людмилы Павличенко, которая став легендой на этой войне, в этой битве  смогла выжить благодаря любви, хотя на войне жизнь, смерть и любовь всегда рядом.

Фильм очень честный, он - о людях, которые живут на войне, живут войной, а не о самой войне. Фильм очень зрелищный, яркий и насыщенный событиями, как и жизнь главной героини фильма. После просмотра фильма остаются смешанные чувства  и желание подумать о истории, войне и жизни вообще. На мой взгляд, это самый удачный фильм на тему “женщины на войне”, который снят в наше время, когда о многом уже можно говорить в открытую и о многом - не умалчивать.

Реальная история о легендарной женщине-снайпере Людмиле Павличенко, лежащая в основе фильма

Людмила Михайловна Павличенко (Белова) родилась 29 июня 1916 года в городе Белая Церковь, в семье простых рабочих. В 1937 году Людмила поступила в Киевский государственный университет, на исторический факультет. Как многие девушки того времени, она увлекалась планеризмом и стрельбой. В одном из тиров ОСАВИАХИМа на ее меткую стрельбу обратили внимание и рекомендовали ее к зачислению в Киевскую школу снайперов.

Людмила Павличенко, архивные материалы

Начало войны застало Людмилу в Одессе, где она проходила дипломную практику.  первые дни войны она прошла краткосрочные курсы снайперов и записалась добровольцем на фронт и была зачислена бойцом в состав 25-й стрелковой дивизии  имени Чапаева. Людмила участвовала в сражениях на территории Молдавской АССР и на юге Украины, принимала участие в обороне Одессы и Севастополя.

За десять недель боев под Одессой Людмила Павличенко уничтожила 179 немецких и румынских солдат и офицеров. Под Севастополем она официально довела счет убитых врагов до 309 солдат и офицеров противника, среди которых было 36 снайперов.

В боях за Севастополь Людмила познакомилась с младшим лейтенантом Алексеем Киценко, который тоже  был снайпером. Пара планировала заключить брак, но Алексей погиб при выполнении задания в марте 1942 года. В начале июня сама Людмила получила тяжелое ранение и ее эвакуировали из осажденного Севастополя на Кавказ.

Людмила Павличенко после  битвы за Севастополь - архивные материалы

После длительного лечения Людмилу Павличенко вызвали в Москв, в Главное Политическое Управление Красной Армии, где решили сделать из отважной женщины символ борьбы с захватчиками и включить в состав советской делегации, которая отправится в Великобританию, США и Канаду. 

Члены делегации должны были встречаться с журналистами, общественностью и политиками. Это была важная просветительская миссия, основной целью которой было рассказать об ужасах войны, которую ведет Советский Союз с фашистской Германией.

В США, на одном из выступлений, Людмила Павличенко сказала фразу, которая вошла в историю и в фильм.  Поездка была успешной, многие американцы по-новому взглянули на войну в Советском Союзе, о которой имели весьма отдаленное представление. О Людмиле много писали в газетах, ее называли “Мисс Кольт”, “Большевистская Валькирия”, “Леди Смерть”. 

Во время поездки в США Людмила Павличенко, которая хорошо знала английский язык, познакомилась и подружилась с женой американского президента Элеонорой Рузвельт. Женщины сохранили дружеские отношения на долгие годы и в 1957 году они снова встретились, теперь в Москве, во время визита Элеоноры Рузвельт в СССР. 

"Время первых" - исторический фильм-посвящение героям космоса, на реальных событиях (2017 год)

Это российский исторический фильм-посвящение полету космическому кораблю “Восход-2” и  первому выходу человека в открытый космос, снятый в 2017 году режиссером Дмитрием Киселевым. Консультант фильма  и прототип главного героя фильма - космонавт Алексей Леонов

Сама идея создать этот фильм возникла у актера Евгения Миронова после увиденного им документального фильма о выходе в открытый космос космонавта Алексея Леонова. Евгений настолько был впечатлен этой невероятной историей, что решил встретиться с космонавтом лично.

Первый выход человека в открытый космос, воссозданный кинематографистами

Полная подлинная история полета космического корабля “Восход-2” долгие годы была скрыта от публикаций из-за режима глубокой секретности. Это было время холодной войны и космической гонки между СССР и Соединенными Штатами Америки. Мы  все помним этот девиз - “Догнать и перегнать!”  - это девиз той гонки времен “холодной войны”. 

Хотя СССР пока оставался впереди в этой гонке, руководством страны принимались самые жесткие меры, чтобы положение дел таковым и оставалось: советские космонавты должны первыми выйти в открытый космос и сообщить на весь мир об этом громком достижении. Высшее руководство волевым решением сдвигает сроки подготовки  к полету с 1967 на 1965 год и для расчетов, постройки  и испытаний кораблей “Восход-1” и “Восход-2” остается совсем мало времени. 

Тестовый корабль “Восход-1” взорвался в атмосфере и полет космического корабля “Восход-2” очень рискован. Тем не менее, дата полета уже назначена и состав экипажа космического корабля “Восход-2” утвержден - это космонавт Алексей Леонов и командир корабля Павел Беляев.

Летчики-космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев - архивные материалы

Полет “Восхода-2” и выход в открытый космос Алексея Леонова состоялся 18 марта 1965 года. Весь мир был потрясен успехом советских космонавтов, но никто на самом деле и не догадывался, что выход в открытый космос был сопряжен с чередой нештатных ситуаций, справиться с которыми космонавты смогли только благодаря своим знаниям и опыту.

В открытом космосе скафандр “Беркут” раздулся и Алексей Леонов с трудом смог вернуться в шлюз, а возвращение на Землю космического корабля происходило в ручном режиме из-за отказа автоматики. Приземление “Восхода-2” состоялось далеко от расчетной точки и еще долгие шесть часов в морозной мартовской тайге Пермского края космонавты в легких костюмах оставались без помощи. 

Произошла совершенно непредвиденная ситуация, когда аппаратура зафиксировала, что корабль вошел в атмосферу, а где приземлился - не известно, так как вышли из строя датчики, которые должны были подать сигнал. На взлетной полосе уже стоял самолет с журналистами, которым сказали, что все прошло успешно, но другой информации не было и атмосфера создавшегося хаоса  постепенно накалялась.

Наконец радиосигнал, отправленный космонавтами, был пойман жительницами Германии (но и советский радиолюбитель тоже был), место приземления космического корабля “Восход-2” было установлено и операция по спасению космонавтов благополучно завершилась. Вот такой была история космического полета с первых выходом человека в открытый космос.

Евгений Миронов (Алексей Леонов) и Константин Хабенский ( Павел Беляев) сцена из фильма перед стартом "Восхода-2"

А теперь немного о фильме “Время первых” и его создании. Вот как говорил режиссер  Дмитрий Киселев о фильме: “...здесь - уникальный случай, возможность ничего не придумывать. Это мощный фундамент, счастье иметь такую точку опоры. Ничего не нужно придумывать, чтобы это выглядело достоверно, можно просто взять и показать, как было”. Именно это и было сделано - события фильма воссоздают историю полета космического корабля “Восход-2” в 1965 году.

Подбор актерского состава фильма - выше всяких похвал - Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Анатолий Котенев, Александра Урсуляк, Елена Панова и многие другие актеры. Каждый актер настолько органично вписался в роль, что мне, например, трудно на его месте представить другого.

Съемки фильма были достаточно сложными, ведь для того, чтобы достоверно показать, нужно многое понять - как происходит разделение ракеты на ступени, как работает система надувания шлюза, как ведут себя в невесомости различные предметы, как передвигаются космонавты и многое другое. Было очень много деталей, которые просто негде было подсмотреть. 

Технически очень сложные съемки фильма, выполненные на высоком профессиональном уровне, позволяют зрителю видеть очень впечатляющие и правдоподобные сцены взлета и приземления космического корабля. Очень сложная система, разработанная  для имитации невесомости в космическом пространстве, не вызывает даже толики сомнений в достоверности при просмотре фильма.

 Сцена из фильма - старт космического корабля "Восход-2"

Отдельно хотелось бы отметить, что в создании фильма приняли специалисты компьютерной графики высокого уровня. Когда я читала о создании фильма, я была просто поражена  масштабами  проделанной работы - студия графики восстановила с географической и астрономической точностью весь полет “Восхода-2”,  разработала программу, благодаря которой в мониторе можно было увидеть положение корабля и планет относительно реальных объектов в кадре. 

И все это было сделано не зря. Когда смотришь фильм первый раз, просто удивляешься - как это можно было так снять? Каждый кадр не вызывает сомнений в достоверности, каждый момент зритель вовлечен в события и сопереживает их вместе с героями.

Очень страшно, когда показывают съемки внутри корабля “Восход-2” - этот один из первых космических кораблей совсем не похож на современные, которые мы привыкли видеть по телевидению. Это просто маленькая коробочка, в которой места только-только хватает для двух космонавтов. Они вроде бы и рядом с Землей, но это так далеко! Эти два человека просто выполняют задание и для этого  просто прилагают  героические усилия. Это их жизнь, их время - время первых.

И они стали ими - первыми - Алексей Леонов и Павел Беляев

Чтобы были вторые, третьи и самые последние, самые современные, всегда должны быть первые. Фильм стоит посмотреть всем, смотрится он легко, как говорится, “на одном дыхании”. 

Биографический фильм-драма "Непрощенный" (2017 год)  

Российский  драматический фильм режиссера Сарика Андреасяна об авиакатастрофе над Боденским озером, снятый в 2017 году. Сценаристы - Алексей Гравицкий, Сергей Волков, Мэттью Джейкобс, оператор -Морад Абдель-Фаттах. В главной роли - Дмитрий Нагиев.

Виталий Калоев - архив

Реальная история Виталия Калоева, легшая в основу картины

Виталий Калоев родился в городе Орджоникидзе (Владикавказ) 15 января 1956 года, в семье учителя математики и воспитательницы детского сада. Виталий хорошо учился, много читал, окончил строительный техникум, а потом - архитектурно-строительный институт. В двадцать пять лет он женился и в семье к 1998 году было уже двое детей - сын Константин, которым невероятно гордился отец и красавица- дочь, папина принцесса Диана.

Виталий Калоев работал в управлении  строительной компании - грамотный, честный и ответственный инженер-архитектор был на хорошем счету, но в связи с финансовым кризисом 1998 года ему пришлось искать другую работу  и в 1999 году он уехал в Барселону, для работы по контракту. К лету 2002 года  Виталий  уже девять месяцев не видел родных, которые должны были прилететь к нему в Барселону после окончания контракта. 

Все, что произошло дальше, было просто невероятным  стечением обстоятельств, закончившихся непередаваемой трагедией. Светлана с детьми должна была лететь в Барселону с пересадкой в Москве, но из-за погоды рейс прибыл в Москву с опозданием и к тому времени рейс из Москвы в Барселону уже улетел, а билетов на другие рейсы не было.

Опоздавших на тот рейс, кроме семьи Калоевых, было много, в том числе и группа школьников из Башкирии, учащихся школы ЮНЕСКО, победителей различных олимпиад, которые летели на отдых в Испанию. Авиакомпания из-за опоздания рейса организовала дополнительный рейс, которого не было в расписании, чтобы доставить опоздавших школьников на отдых. В самолете оставались места и Калоевы тоже  взяли билеты на этот рейс. 01.07.2002 года самолет ТУ-154 “Башкирских авиалиний” не прибыл в Барселону - над Боденским озером произошла авиакатастрофа.

Компьютерное моделирование столкновения самолетов

Виталий Калоев вылетел в Цюрих, оттуда Иберлинген и был первым из родственников погибших пассажиров, добравшихся к месту катастрофы. В неполные пятьдесят лет у Виталия Калоева было все - красавица-жена, сын, дочь, любимая работа. В один миг он лишился всего. Вся его дальнейшая жизнь превратилась в один бесконечный кошмар.

Он сам нашел своих погибших любимых - жену, и детей и похоронил их во Владикавказе. У него не осталось ничего, только желание получить ответ - почему произошла катастрофа и кто в этом виноват? 

Столкновение самолетов произошло в зоне ответственности диспетчеров частной швейцарской компании Skyguide, но руководство компании категорически не хотело признавать вину. Компания предлагала родственникам погибших в авиакатастрофе отказаться от претензий взамен выплат суммами от 40 до 60 тысяч франков, но Калоеву не нужны были деньги, он хотел, чтобы компания признала вину и принесла извинения.  

Место авиакатастрофы самолета авиакомпании "Башкирские авиалинии"

Через год после катастрофы Виталий Калоев встретился с главой Skyguide Аленом Росьером, которому задавал те же вопросы: о вине диспетчера, о вине компании. В разговоре Росьер признал, что диспетчер мог предотвратить катастрофу, но в ноябре 2003 года Виталий Калоев получил официальное письмо от компании, в котором его извещали о том, что компания Skyguide не видит причин приносить извинения. 

Виталий узнал адрес диспетчера Петера Нильсена, виновного в катастрофе, которого компания отправила на “психологическую реабилитацию”. 24 февраля 2004 года Виталий Калоев появился в Швейцарии, на пороге дома Петера Нильсена. Нильсен не понимал, чего хочет от него этот человек и ударил его по протянутой руке с фотографией погибшей семьи. Упавшая на землю фотография, наверное, была последней каплей в сплошном потоке кошмара длиной в два года.

Виталия Калоева задержали в гостинице, он не сопротивлялся и не помнил, что произошло. Нильсен скончался на месте от двенадцати ножевых ранений, нанесенных перочинным ножом. На суде Виталий повторял, что этого бы не произошло, если бы виновные просто извинились перед ним и другими родственниками погибших. В авиакатастрофе над Боденским озером 01 июля 2002 года погиб 71 человек, 52 из них - дети.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным и приговорен к восьми годам заключения, а в ноябре 2007 года был освобожден досрочно, за хорошее поведение.

О фильме "Непрощенный" - сюжет фильма и актеры

Сценарий фильма практически полностью автобиографичен и от реальной истории инженера Виталия Калоева  отличается незначительно. Сценарий к фильму был написан за три года до начала съемок фильма. Очень долго проходили поиски актера для исполнения главной роли, на которую был выбран Дмитрий Нагиев. В прологе фильма - кадры с места авиакатастрофы, кадры из зала суда и речь подсудимого. Фильм рассказывает нам о шести годах из жизни инженера Виталия Калоева - с 2001 по 2007 год. 

В роли Виталия Калоева снялся актер Дмитрий Нагиев

В начале фильма мы знакомимся с Виталием Калоевым, инженером-архитектором, умеющим отстаивать свою точку зрения, помнящим об ответственности за непродуманные инженерные решения. Знакомимся с его семьей - женой и двумя детьми, которыми Виталий невероятно гордится и любит их всем сердцем.

Как и в реальной истории жизни, герой фильма уезжает в Барселону для работы по контракту и к завершению контрактной работы ожидает прилеты семьи. В Цюрихе, нарушая все правила работы, авиадиспетчер не смог уследить одновременно за двумя мониторами и допускает столкновение самолетов, отдавая им ошибочные команды для избежания столкновения.

Самолет, на котором летела к Виталию семья, столкнулся над Боденским озером с транспортным самолетом. Виталий отправляется к месту катастрофы и сам находит тела жены и детей. Душа Виталия Калоева практически умерла вместе с семьей - он каждый день ходит на кладбище, почти ни с кем не разговаривает и только просматривает новости о расследовании авиакатастрофы.

Компания Skyguide, в которой работал диспетчер Петер Нильсен, виновный в авиакатастрофе, не признает своей вины и не приносит извинений родственникам погибших. Виталий ищет и находит диспетчера, по вине которого погибла его семья, хочет услышать слова извинения, но вместо этого Петер Нильсен прогоняет Виталия и выбивает у него из рук фотографию жены и детей. Виталий убивает Нильсена сувенирным ножом, купленным в гостинице...

Сцена из фильма - восстановленное кинематографистами место крушения самолета "Башкирские авиалинии"

Фильм “Непрощенный” - очень пронзительная драма жизни. Совершенно гениальное исполнение главной роли Дмитрием Нагиевым открывает его для меня как драматического актера. Действительно, посмотрев этот фильм, трудно представить, что на месте Дмитрия Нагиева мог бы быть другой актер. 

Для написания сценария и при подготовке съемок фильма режиссер картины Сарик Андриесян лично встречался с Виталием Калоевым, подробно расспрашивал о событиях и фактах его жизни в тот период, а творческой группой создателей фильма все исторические детали были воссозданы очень тщательно.  Фильм снимался в России, Германии и Испании, то есть в реальных местах произошедших событий.

Несмотря на то, что фильм психологически очень непростой, рекомендую его посмотреть всем.

Военный исторический фильм "Подольские курсанты" ("Ильинский рубеж", 2020 год)

Исторический фильм режиссера Вадима Шмелева о подвиге курсантов Подольского артиллерийского и Подольского пехотного  училищ в октябре 1941 года под Москвой. Сценаристы фильма - Вадим Шмелев, Игорь Угольников, оператор - Андрей Гуркин

При написании сценария использовались свидетельства участников событий и рассекреченные документы Центрального архива Министерства Обороны РФ.

Подготовка курсантов - восстановленная кинематографистами хроника

Съемки фильма проводились в Медыни, на специально выстроенном кинокомплексе “Военфильм”. Была выстроена деревня, вырыты доты, сооружена и заполнена водою река, отсыпана часть Варшавского шоссе. Исторические консультанты, участвовавшие в создании фильма, старались добиться максимальной достоверности событий, вплоть до номеров танков и самолетов. Сцена боя была воссоздана по составленной немцами схеме, на которой подробно было указано, где какой танк стоял и как его подбили.

Реальная история, легшая в основу фильма - Великая Отечественная война, октябрь 1941 года

30 сентября 1941 года немецкое командование начало операцию по захвате Москвы под кодовым названием “Тайфун”, которая должна была “поставить точку” в запланированном “Блицкриг”. Захвату Москвы до начала зимы немцам помешала затянувшаяся битва за Смоленск и время было упущено. Однако, несмотря на потерю времени, Гитлеровская армия не теряла надежду захватить Москву до наступления холодов.

На Московском направлении в составе группы армий “Центр” немецкому командованию удалось собрать силы общей численностью 1 929 406 военнослужащих, в том числе 72 дивизии. На вооружении этой армии в тот момент находилось около двух тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, четырнадцать тысяч артиллерийских орудий и минометов, семьсот восемьдесят самолетов.

Для обороны столицы советское командование сосредоточило силы нескольких фронтов - Западный, Резервный и Брянский, которые к 30 сентября насчитывали 1 250 000 человек. Советское командование бросало все силы на оборону столицы, которые только находились в районе Москвы, проводилась мобилизация гражданского населения для строительства оборонительных укреплений.

В начале октября 1941 года немецкие войска продолжают наступление в районе города Малоярославец, а 4 октября занимают город Юхнов Калужской области. при этом путь на Москву по Варшавскому шоссе передовым частям вермахта перекрывает только небольшой отряд, состоящий из 430 десантников, которым командует начальник парашютно-десантной службы Западного фронта капитан Иван Старчак.

Иван Старчак поднял подчиненных по собственной инициативе и на протяжении нескольких дней держал оборону против многократно превосходящих сил противника. В распоряжении командования остается все меньше сил и средств, которые можно было бы использовать для обороны столицы. Одним из резервов были курсанты военных училищ, расположенных в Московской области.

Командный состав и курсанты Подольского артиллерийского училища - архивные материалы

Подольские пехотное и артиллерийской училища были подняты  по сигналу “боевая тревога” 5 октября 1941 года.Три с половиной тысячи курсантов, командиров, служащих в училищах в сложившейся военной обстановке под Москвой  стали не просто огромной ценностью, но и, пожалуй, единственной возможностью сформировать и подтянуть к фронту новые военные части. 

Рубежом обороны для Подольских курсантов был назначен  Малоярославецкий укрепрайон - цепочка ДОТов Можайской линии обороны Москвы. Строительство укрепрайона было не закончено, ДОТы не оснащены и не достроены. В бой курсанты вступили под командованием начальников училищ - генерал-майора Василия Андреевича Смирнова и полковника Ивана Семеновича Стрельбицкого. 

О съемках фильма “Подольские курсанты”, об актерах

Как и все фильмы российского кинематографа, фильм “Подольские курсанты” - очень многоплановый и сложный, многое в фильме нужно переосмысливать и сопоставлять. Например, в начале фильма, зритель видит повседневную жизнь курсантов и их вполне уже профессиональные  навыки ведения боевых действий, которые отрабатываются на учебном полигоне. 

А на самом деле эти мальчики и девочки  - выпускники школ 1941 года  или студенты гражданских ВУЗов, учатся  в училище чуть больше месяца. По возрасту своему они еще дети - не успевшие  повзрослеть, иногда ведут себя, как и положено детям такого возраста - хулиганят, дерутся, пишут стихи и мечтают в свои 18-19 лет. Это было довоенное поколение, воспитанное  на примерах героев гражданской войны, горячо и беззаветно любящее свою Родину, готовое ради нее отдать свои жизни.

Командирский состав и курсанты Подольского пехотного и артиллерийского училищ подняты по боевой тревоге в воскресенье 5 октября 1941 года.  Из обоих училищ сформировано сводное подразделение численностью три с половиной тысячи человек, перед которым была  поставлена задача - удерживать позиции на Ильинском рубеже 5 дней, до подхода подкрепления. Передовой отряд в срочном порядке направлен на позиции под Малоярославец, чтобы соединиться с держащей оборону парашютно-десантной группы под командованием Ивана Старчака. 

В роли Ивана Старчака снялся актер Сергей Безруков

В первом же бою атакованная десантниками и передовым отрядом курсантов группа немецкой мотопехоты была успешно отброшена далеко за реку, что очень воодушевило неопытных бойцов - это была их первая боевая победа. На следующий день курсанты занимают оборону на Ильинском рубеже - позиции на восточном берегу рек Выпрейка и Лужа между деревнями Лукьяново и Малая Шубинка.

С шестого по тринадцатое октября курсанты удерживали позиции под авианалетами, отражая танковые и пехотные атаки. Плохо вооруженные, без подвоза снарядов и питания, они погибали и погибали. Вчерашние мальчишки и девчонки очень тяжело переносили смерть своих товарищей, хоронили их в братских могилах и отдавали почести, пока это еще было возможно.

Раненых курсантов даже в приказном порядке сложно было отправить в госпиталь - они доказывали, что еще могут сражаться, могут хотя бы подносить снаряды.

Медицинскую помощь раненым оказывали их ровесницы -  девушки - курсантки пехотного училища

На оборонительной позиции Шубинка погибли все бойцы и 13 октября танки противника зашли в тыл курсантам под красными флагами. Военная хитрость противника не удалась и враг был остановлен. Командование наступавших военных частей германской армии было просто в бешенстве - “красные юнкера”, как они называли курсантов, ломали все их планы по быстрому преодолению линии обороны. К 16 октября у курсантов остается только пять артиллерийских орудий, укомплектованных неполными расчетами. 

В этот день противником были уничтожены практически все доты курсантов. Примененная боевая смекалка помогла долгое время сопротивляться доту под командованием лейтенанта Алешкина - при начале обстрела орудие выкатывали на новую позицию и закрывали амбразуру дота. После окончания обстрела орудие возвращали на место и оно опять было готово к бою. В этом бою этим орудием было уничтожено несколько боевых машин врага. Окружившие дот враги атаковали его и забросали гранатами. Все защитники дота погибли.

 Сцена: защитники  дота под командованием капитана  Алешкина (Алексей Бардуков)

Только 20 октября курсанты начали отходить с линии обороны и были отведены в тыл для дальнейшего обучения в училищах. Из трех с половиной тысяч их осталось в живых менее тысячи…

В фильме задействовано много молодых актеров, которые даже в своей повседневной жизни очень отличаются от курсантов 1941 года .Создатели  же фильма  стремились создать полную реальность происходящих событий и ни одна сцена в нем не должна была вызвать ни малейших сомнений. Для этого все молодые актеры до начала съемок прошли курс специальной подготовки - все они носили форму, прошли строевую подготовку, соблюдали военную дисциплину и жили в казармах. 

Эти несколько дней в фильме - не только война, такая жизнь в это время была определена судьбой - жизнь на войне. Здесь были кроме войны дружба, мечты, планы на дальнейшую жизнь и первая любовь. У большинства этих курсантов, которые навсегда останутся на Ильинском рубеже, не будет другого времени в жизни ни на дружбу, ни на любовь. 

Последняя сцена фильма : Подольские курсанты покидают свой рубеж

Хочу отметить не только режиссуру, которая в этом фильме выше всяких похвал, но и прекрасную работу всего опытного актерского состава - Евгений Дятлов в роли полковника Стрельбицкого, Сергей Безруков в роли Ивана Старчака (совершенно неузнаваемый), Алексей Бардуков  в роли лейтенанта Афанасия Алешкина. Очень хорошо справились со своими ролями и молодые актеры в ролях курсантов. Но больше всего меня поразил Роман Мадянов, который сыграл в фильме роль генерал-майора Смирнова - настоящий генерал, вызывающий уважение - думающий и грамотный.

Последние кадры фильма оставляют очень тяжелое впечатление: навстречу друг другу по дороге проходят две колонны. Одна колонна - только что сформированная, укомплектованная оружием и обмундированием  часть, направляющаяся на свой рубеж обороны. Навстречу им двигается немногочисленная колонна курсантов, направляющихся в тыл для дальнейшего обучения - в пыли и грязи, с запекшейся кровью у некоторых курсантов на лицах. С какой-то отрешенностью в лицах бесконечно уставшими взглядами.

Подольские курсанты ценой своих жизней выиграли время, дали возможность закрепиться регулярным войскам закрепиться на новых рубежах и усилить оборону. Немецкое наступление было сорвано, войти в Москву солдатам вермахта было не суждено. 

Обязательно посмотрите этот фильм вместе со всей семьей. Фильм, конечно эмоционально тяжелый, но он очень честный, правдивый и его стоит посмотреть.

Биографический фильм-драма "Доктор Лиза" (2020 год)

Драматический биографический фильм режиссера Оксаны Карас. Сценаристы - Алексей Илюшкин, наталья Кудряшова, Алена Санько, Оксана Карас

Елизавета Петровна Глинка родилась 20 февраля 1962 года в Москве, в семье военного Петра Сидорова и врача-диетолога, телеведущей Галины Поскребышевой. После окончания в 1986 году Московского государственного медицинского института по специальности “детский реаниматолог-анестезиолог” и в 1991 году эмигрировала В США вместе с мужем, Глебом Глебовичем Глинкой.   

 Елизавета Петровна Глинка - материалы семейного архива

В Америке Елизавета познакомилась с работой хосписов, где умирающие получали поддержку, она скорбела о том, что на ее Родине нет подобных заведений.  Проработав в них пять лет, Елизавета получает медицинское образование по специальности “паллиативная медицина” и после возвращения в 2007 году, когда Елизавета вернулась на Родину, чтобы  ухаживать за матерью, больной раком, работа над системой паллиативной помощи в России стала одним из главных дел ее жизни.

Она  приняла активное участие в создании и  работе Первого Московского хосписа, создавала и курировала хосписы по всей стране, в том числе в Армении и Сербии. В том же 2007 году Елизавета Глинка основала Международную общественную организацию - Фонд «Справедливая помощь», спонсором которой выступила  партия Справедливая Россия".

Эта организация, этот Фонд, должен был оказывать материальную поддержку и предоставлять врачебную помощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным, бездомным. Помогать только бездомным или только неизлечимо больным  не получалось. Туда, к доктору Лизе, как все ее называли,  шли нуждающиеся - одинокие пенсионеры и инвалиды, малообеспеченные семьи, пострадавшие от лесных пожаров  и наводнения.

Вот так рассказал историю с Павелецким вокзалом Глеб Глинка, муж доктора Лизы. “На Павелецкий вокзал она попала, потому, что ей о нем рассказал кто-то из подопечных. В итоге она пришла и увидела, существует целый подземный мир, если так можно выразиться. Там живут люди, которые друг за другом следят, иногда дерутся иногда помогают друг другу. 

Она стала бывать на вокзале и поняла, что там многим требуется помощь - кого-то вылечить, кого-то покормить, кому-то билеты купить до дома. Более того, она даже сама их хоронила. Она выкупила часть участков на кладбище, потому, что бездомные боялись, что попадут в безымянный гроб. Православных она отпевала. Елизавета часто возвращалась домой в слезах. Меня в ней всегда удивляло, как можно такое огромное количество горя пропускать через себя. Она помнила имена всех.”

В ноябре 2012 года Елизавета Глинка вошла в состав Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Миротворческая миссия - спасение детей из зоны военного конфликта

Когда начался конфликт на юго-востоке Украины, одним из первых миротворцев была Глинка -  в Луганск и Донецк она привозила медикаменты для местных жителей, а увозила больных детей и детей, пострадавших в зоне боевых действий. С 2014 по 2016 год ей удалось вывезти почти 500 человек. 

В 2015 году, когда начался конфликт в Сирии, Лиза стала помогать и там -  занималась  доставкой и распределением лекарств, организацией оказания медицинской помощи гражданскому населению Сирии. Сопровождая в Сирию очередную партию лекарств для  госпиталя Тишрин в Лактакии 25 декабря 2016 года доктор Лиза погибла в авиакатастрофе под Сочи.

Фильм-посвящение памяти Елизаветы Глинки - доктора Лизы - сюжет фильма и актеры

За десятком строчек биографии доктора Лизы скрывается огромный ежедневный труд, о котором просто невозможно все рассказать. Фильм показывает нам только один из дней ее жизни - насыщенный и практически бесконечный. Действие фильма происходит в 2012 году, в Москве. Елизавета с мужем готовятся отметить тридцатилетие совместной жизни, к ним приехали дети, на ужин приглашены друзья.

В роли Елизаветы Глинки в фильме снялась Чулпан Хаматова

До вечера еще далеко, а ей нужно успеть сделать массу дел - накормить бездомных, похоронить одну из подопечных, найти морфин для умирающей шестилетней девочки, чтобы облегчить ее страдания. В качестве стороннего наблюдателя в картине выступает майор полиции Колесов, которому руководством поручено разобраться с организацией Елизаветы Глинки. В течение практически всего дня он находится рядом с ней и начинает понимать ее и ее работу. Этот один день меняет его жизнь.

Роль доктора Лизы в фильме сыграла Чулпан Хаматова.”Читала ее записи в “Живом журнале”, смотрела видеоинтервью, ведь целых два документальных фильма о ней снято было при жизни” - рассказывает Чулпан Хаматова. По ее словам, роль доктора Лизы одновременно воодушевляет и пугает “из-за ее объема личности” и огромного количества дел, которые она успела осуществить за свою жизнь. “Мне было интересно показать азарт Глинки, почему она не проходила мимо и почему в принципе люди не должны оставаться слепы к чужому горю”.

Сцена из фильма - доктор Лиза везет овечку умирающей девочке

Актерский состав фильма впечатляет - Константин Хабенский (друг Лизы, врач-онколог), Евгений Писарев (напарник Петрович), Алексей Агранович(чиновник), а также Елена Коренева, Тимофей Трибунцев, Татьяна Догилева, Сергей Сосновский, Таисия Вилкова. Муж Елизаветы Глинки,активно помогающий в создании фильма,  тоже снялся в нем,  в небольшой эпизодической  роли. 

Чулпан Хаматова, большая труженица и умница, вообще одна из любимых мной актрис. С ролью доктора Лизы она прекрасно справилась. Если вы перейдете по этой ссылке, вы сможете прочитать отзывы о фильме и работе Чулпан Хаматовой коллег доктора Лизы. Там нет ни одного плохого отзыва. По их словам,  Чулпан вернула им, хотя и ненадолго, их любимую Елизавету. А такая оценка дорогого стоит.

Фильм получился яркий, стремительный, как и  жизнь его героини. Хочется пересмотреть его еще несколько раз.  

Выводы

Просмотренный  интересный фильм, снятый на основе  на реальных событий, часто побуждает узнать  о реальных событиях или людях, история которых лежит в его основе. Иногда события, лежащие в основе фильма, кажутся настолько невероятными, что возникает  доля некоторого недоверия к создателям фильма - разве так бывает? Поэтому, думаю, было бы полезно при выборе фильма и узнавать реальные истории, послужившие основой для фильмов.

В этой заметке я попробовала восполнить это недостающее звено, чтобы мой читатель смог воспользоваться не только информацией о фильме, но и узнать реальные истории, лежащие в основе  каждого из выбранных мной десяти самых интересных фильмов.  

Если вы хотите посмотреть интересный фильм на основе реальных событий, который действительно стоит посмотреть,  рекомендую посмотреть эти десять выбранных мной фильмов  и узнать подлинные истории их героев.

Если вам понравился этот материал, поделитесь этой заметкой с друзьями, смотрите фильмы, обменивайтесь мнениями, пишите отзывы, делайте репосты в соцсетях и принимайте участие в розыгрыше ноутбуков за сделанные репосты (информация внизу страницы). Приятных  вам просмотров!

Сообщение